1. История возникновения ТРИЗ.
1.1. “Надо учить творчество” — основополагающая идея Г. Альтшуллера.
1.2. Заинтересованность Альтшуллера всеми аспектами изобретательства, а не деталями конкретных разработок, натолкнула его на поиск алгоритма, позволяющего сделать изобретение более легким.
1.3. В 1970-х годах была признана теория Альтшуллера и появились первые школы.
1.4. ТРИЗ используют в различных сферах: в промышленности, при обучении студентов и школьников, на курсах подготовки педагогов.
2. Цели, задачи и функции ТРИЗ.
2.1. Цель ТРИЗ — выявление и использование закономерностей развития технических систем.
2.2. Задача ТРИЗ — выбор алгоритма, который позволит найти наиболее подходящий вариант решения проблемы, при этом отбросив некачественные варианты.
2.3. Основные функции ТРИЗ.
2.3.1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2.3.2. Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе принципиально новых).
2.3.3. Тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности.
2.4. Дополнительные функции ТРИЗ.
2.4.1. Решение научных и исследовательских задач.
2.4.2. Выявление проблем при работе с техническими системами.
2.4.3. Выявления причин брака и аварийных ситуаций.
2.4.4. Максимально эффективное использование природных и технических ресурсов для решения проблем.
2.4.5. Объективная оценка решений.
2.4.6. Систематизирование знаний.
2.4.7. Развитие творческого мышления и воображения.
2.4.8. Развитие творческих коллективов.
3. Принципы ТРИЗ.
3.1. Принцип объективности законов развития систем (сильные решения — это решения, соответствующие объективным законам).
3.2. Принцип противоречия (сильные решения — это решения преодолевающие противоречия).
3.3. Принцип идеальности (сильные решения — это решения, использующие внутренние ресурсы системы — близкие к идеальному решеию).
3.4. Принцип конкретности (сильные решения — это решения, учитывающие особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности человека, решающего проблему).
4. ТРИЗ занимает особое место среди других теорий творчества.
4.1. Задача ТРИЗ — находить сильное решение практически сразу.
4.2. Изначально ТРИЗ была основана ни изучетии технического опыта и опыта точных нук.
4.3. В ТРИЗ воздействие человеческой личности сведено к минимуму, поэтому эта методика больше подходит для решения существующих проблем, а не для создания чего-то принципиально нового.
5. Применение ТРИЗ.
5.1. ТРИЗ оказала влияние на сферу радиоэлектроники, вычислительной техники и создание программного обеспечения.
5.2. ТРИЗ применяется в педагогике для воспитания творческой личности.
5.3. ТРИЗ применяется в бизнесе и маркетинге с целью развития навыков поиска решений своими сотрудниками, повышения эффективности и продуктивности их работы.
5.4. ТРИЗ нашла свое применения и в таких областях как: юриспруденция, искусство, литература и др.
Для прочтения полной версии статьи, пожалуйста перейдите по ссылке.