Развитие творческого потенциала (4BRAIN)

1. Согласно педагогике ТРИЗ нужно воспитывать творческую личность, способную в будущем решать сложные задачи, начиная с детского сада.
1.1. Современные цели ТРИЗ педагогики.
1.1.1. Развитие потребности в познании окружающего мира.
1.1.2. Формирование диалектического мышления.
1.1.3. Воспитание качеств творческой личности на основе теории развития творческой личности (ТРТЛ).
1.1.4. Выработка навыков самостоятельного поиска информации и работы с ней.
1.2. В основе ТРИЗ можно выделить 2 направления.
1.2.1. ТРТЛ включает в себя анализ концепций развития творческой личности, выработку жизненной стратегии и идеальной творческой стратегии, а также комплекс практических материалов для воспитания качеств, необходимых креативному человеку.
1.2.2. Теория развития творческих коллективов состоит из принципов предотвращения застойных явлений в коллективе.

2. Методы развития творческого воображения призваны снизить психологическую инерцию, которая возникает при решении творческих задач.
2.1. Использование научно-фантастической литературы в развитии творческого воображения.
2.2. Фантограммы;
2.3. Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ) – моделирование процессов между веществами;
2.3.1. Выделяем часть объекта, которая не может выполнять наши требования и представляем ее в виде маленьких человечков.
2.3.2. Делим человечков на группы, которые действуют по условиям задачи.
2.3.3. Перестраиваем модель так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.
2.4. Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей);
2.5. Ступенчатое конструирование;
2.6. Метод тенденций;
2.7. Метод ассоциаций;
2.8. Метод скрытых свойств объекта;
2.9. Изменение системы ценностей;
2.10. Ситуационные задания;
2.11. Взгляд со стороны;
2.12. Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей);
2.13. Оператор РВС (параметрический оператор) – избавление от стереотипов, шаблонного мышления и выход за привычные рамки.
2.14. Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2»;
2.15. Метод фокальных объектов (МФО) – это перенос свойств одного или нескольких объектов на другой объект.
2.16. Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

3. Задача теории развития творческой личности – подготовить творца.
3.1. Чтобы оформить теорию была изучена биография большого количества известных деятелей.
3.2. 6 качеств, необходимых творческому человеку.
3.2.1. Достойная цель, не достигнутая другими, значительная и полезная (осознание того, что ваш путь уникальный и приведет к чему-то новому, толкает и мотивирует работать в заданном направлении).
3.2.2. Формулировка реальных рабочих планов по достижению цели и регулярный контроль их выполнения, чтобы понимать за счет чего и как она будет достигнута.
3.2.3. Чтобы достичь цели и выполнить намеченный план нужно много работать.
3.2.4. Техника решения задач.
3.2.5. Умение «держать удар» – ценнейший навык, который учит не сдаваться на пути к цели.
3.2.6. Результативность. Если присутствуют предыдущие качества, то уже на промежуточных этапах должен быть виден результат. Если его нет, концепцию нужно пересмотреть – возможно цель выбрана неправильно, или план не позволяет ее достичь.

4. Теория развития творческих коллективов.
4.1. Научные коллективы проходят 3 этапа развития.
4.1.1. Возникновение идеи. Главная задача на этом этапе – донести свои взгляды до научного общества и принятие их.
4.1.2. Признание. После признания создается формальная структура – лаборатория, кафедра и начинается финансирование.
4.1.3. Замедление развития. Цель общества – развитие, пусть даже ценой реорганизации коллектива, цель коллектива – затормозить опасное для себя развитие.
4.2. Механизмы торможения развития коллективов.
4.2.1. Культ иерархических пирамид. Ученый, специалист из свободного мыслителя превращается в нижнее звено многоступенчатой иерархической пирамиды.
4.2.2. Стабилизация иерархии. Большой стаж работы на одном месте превращается в наилучшую характеристику. Введение ограничений на приток молодежи и на занятие определенных постов.
4.2.3. Делегирование полномочий «вверх». Право принятия решений переводится с уровня возникновения проблемы на одну-две ступени иерархии вверх. Это обеспечивает усиление аппарата, но приводит к его перегрузке мелкими проблемами, решить которые один руководитель не может физически.
4.2.4. Создание иллюзии всемогущества аппарата. Многолетняя ложь, искусственные оценочные критерии создают иллюзию успешности всех начинаний аппарата.
4.2.5. Наказуемость инициативы. Наказание за ошибку становится велико, а за бездействие не наказывают. Любое действие становится намного опаснее бездействия, поэтому тормозится.
4.3. Меры преодоления торможения развития коллективов.
4.3.1. Принятие решений на уровне возникновения проблемы.
4.3.2. Разукрупнение подразделений до уровня, когда каждый член коллектива может увидеть свой вклад в конечный результат.
4.3.3. Соблюдение принципа оплаты по результатам труда.
4.3.4. Постановка перед коллективом единой большой цели, с которой связаны личные интересы каждого члена коллектива.
4.3.5. Воспитание у каждого члена коллектива чувства значимости, создание атмосферы дружбы и творчества.
Развитие творческого потенциала (4BRAIN)

Для прочтения полной версии статьи, пожалуйста перейдите по ссылке.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.